Совет директоров Банка России 15 декабря 2023 года принял решение повысить ключевую ставку на 100 б.п., с 15,00% до 16,00% годовых. Текущее инфляционное давление значительно усилилось и складывается выше ожиданий Банка России. Устойчивое увеличение внутреннего спроса все больше превышает возможности расширения производства товаров и услуг. Инфляционные ожидания сохраняются на повышенных уровнях. Высокими остаются темпы роста кредитования. Исходя из новых среднесрочных параметров бюджетной политики, снижение бюджетного стимула в ближайшие годы будет происходить медленнее, чем ожидалось ранее. В этих условиях требуется обеспечить дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики для ограничения масштаба отклонения инфляции вверх от цели и ее возвращения к 4% в 2024 году. Возвращение инфляции к цели и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% также предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. Согласно обновленному прогнозу Банка России, по итогам 2023 года годовая инфляция сложится в диапазоне 7,0–7,5%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Процентная ставка по лизингу продолжила увеличиваться вслед за повышением ключевой ставки в июле — ноябре. В условиях жесткой конкуренции в борьбе за клиентов лизингодатели стали активнее снижать размер аванса для повышения привлекательности своих продуктов. В результате подобный тренд стал чаще встречаться в текущем году, поскольку менее крупные компании для поддержания объемов продаж вынуждены следовать условиям, складывающимся на рынке, однако не могут предложить клиентам столь низкие ставки, как большие игроки, которые в отдельных случаях уменьшают аванс до нулевого уровня. Как следствие, средняя доля аванса по договорам лизинга по итогам 1-го полугодия 2023-го относительно аналогичного прошлогоднего периода снизилась с 21 до 14%. Снижение среднего уровня авансов отражает смягчение политики лизинговых компаний по управлению кредитными рисками, что повышает риски потенциальных потерь по лизинговым активам в случае ухудшения платежеспособности лизингополучателей.
Объем нового бизнеса, согласно собранной статистике Expert RA, розничных сегментов за девять месяцев 2023 года вырос на 91% относительно аналогичного периода 2022-го, который показал снижение на 8% ввиду геополитического кризиса. Драйвером розничных сегментов остается автолизинг, новый бизнес в котором вырос более чем в два раза относительно девяти месяцев 2022 года. Стоит отметить, что автолизинг показывает положительную динамику пятый год подряд и увеличил свою долю до 53% совокупного объема нового бизнеса по сравнению с 49% за аналогичный период годом ранее. Основной рост в абсолютном выражении приходится на лизинг грузовых автомобилей, объем нового бизнеса по которым за девять месяцев 2023 года увеличился на 132%. Такой динамике способствуют активное применение грузового транспорта в экономических процессах страны (крупные строительные проекты, осваивание новых регионов поставок продукции) и по-прежнему высокая потребность в обновлении автопарка. За девять месяцев 2023-го продажи нового грузового транспорта выросли на 81% относительно аналогичного периода годом ранее, а доля китайских марок в этих продажах достигла 63%. Объем нового бизнеса в сегменте легкового транспорта вырос на 76% на фоне продолжающейся экспансии китайских производителей, государственных мер по поддержке отечественного автопрома и увеличения проникновения лизинга в автопродажи. За девять месяцев 2023-го продажи новых легковых автомобилей выросли на 51% относительно аналогичного периода годом ранее, а доля китайских марок в этих продажах достигла 46%. Росту розничных сегментов также способствовало увеличение объема нового бизнеса со строительной техникой (+79%), что во многом обусловлено масштабными инфраструктурными проектами, а также продлением программы льготной ипотеки, которая стимулирует высокие темпы жилищного строительства.